Взаимодействие с другими людьми может принимать различные формы, в том числе нередкими являются конфликты в отношениях. Согласно определению, которое дают психологи, это отсутствие согласия между двумя и более сторонами касательно того или иного вопроса. Противостояние может быть длительным и коротким, с ярким выражением своего мнения или скрытым, с аргументами, эмоциональными выплесками и т.д.
Немногие знают, что часть конфликтных ситуаций являются продуктивными – они помогают участникам урегулировать давно наболевшие вопросы и снять внутреннее напряжение. Впрочем, большинство конфликтов семейных или рабочих отношений не приносят пользы, поскольку каждый «тянет одеяло на себя» и не способен услышать другого. В результате проблема остается нерешенной, зато нервов, времени, а иногда и денег на выяснение, кто прав, уходит масса.
Зная, что чаще всего приводит к возникновению конфликтных ситуаций и как нужно действовать для их разрешения, вы сможете облегчить себе жизнь, добиться гармонии и мира в семье, а также найти взаимопонимание с коллегами и деловыми партнерами.
Распространенные причины конфликтов в отношениях мужчины и женщины
Семейные «разборки» очень частое явление, и происходить они могут по самым разнообразным поводам, например:
- приступы ревности и чрезмерный контроль в отношении одного из партнеров;
- проблемы в интимной жизни (разница темпераментов, зацикленность только на собственных желаниях, физиологическая несовместимость);
- неуважение в отношении друг друга, детей, родственников и друзей;
- разные подходы в отношении воспитания ребенка;
- вредные привычки – речь идет не только о пьянстве или иной зависимости, но и о бытовых мелочах наподобие разбросанных носков, беспорядка в кухонных шкафчиках, мусоре в квартире и т.д.;
- кардинально разные взгляды на семейную жизнь и рождение детей;
- комплексы одного из супругов;
- финансовые сложности.
Особую группу составляют конфликты в отношении детей, которые нередко происходят на фоне нерешенных вопросов между родителями. Ребенок априори слабее, поэтому на детях вымещают весь негатив, который на самом деле не имеет с их действиями ничего общего. Триггером для срыва может быть как несвоевременное возвращение домой или невыполненное домашнее задание, так и плохая оценка, перекрашивание волос и т.д.
Если речь идет о конфликте именно между взрослыми и детьми, то, как правило, их провоцируют чрезмерная опека, недостаток внимания, разница в мировоззрении, неготовность принять выбор ребенка/отца/матери в отношении спутника жизни, несоблюдение принятых в доме правил поведения и т.д.
Возникновение конфликтов в деловых отношениях
На работе каждый из нас вступает в конфликты не реже (а иногда даже чаще), чем дома. В основном они возникают из-за:
- соперничества за должность или зарплату;
- борьбы за признание со стороны руководства;
- неравномерного распределения обязанностей;
- отсутствия справедливого вознаграждения за труд;
- разных взглядов на решение текущих вопросов;
- особенностей характера и способа организации работы (есть люди творческие, которые не могут работать по плану, и те, кто все тщательно расписывает по минутам);
- несоответствия занимаемой должности;
- опозданий и невыполнения возложенных руководством обязательств;
- несвоевременной сдачи работы и т.д.
Отношения участников конфликта
Условно можно выделить следующие типы поведения в проблемной ситуации:
- признание и сотрудничество;
- уклонение от решения вопроса;
- принудительное установление собственной правоты;
- достижение компромисса;
- отказ от своих интересов в пользу другого участника конфликта (уступчивость).
Как наладить отношения в случае конфликта?
Прежде всего, важно понимать, что для решения конфликтов в отношениях их нельзя избегать. Раз за разом «уходя» от проблемы, вы только нагнетаете обстановку, и когда-нибудь эта бомба замедленного действия взорвется, и последствия предугадать невозможно. Вот несколько полезных рекомендаций, которые помогут урегулировать ситуацию и не доводить до длительного противостояния:
- внимательно выслушивайте оппонента;
- не переходите на личности – каждый спор должен быть по конкретному вопросу;
- проявляйте заботу;
- продолжайте общаться, несмотря на разногласия;
- постарайтесь объективно взглянуть на ситуацию;
- не навязывайте свое мнение – оперируйте четкими аргументами;
- избегайте угроз и физического воздействия;
- ищите компромиссные решения;
- доверяйте друг другу;
- обсуждайте достигнутые договоренности;
- не додумывайте в голове лишнего.