Доктор Николас Кардарас, исполнительный директор центра реабилитации The Dunes East Hampton и бывший клинический профессор Stony Brook Medicine, написал книгу «Светящиеся дети: как зависимость от экранов похищает наших детей — и как преодолеть транс», посвящённую проблеме цифровой зависимости у детей.

Сегодня экраны становятся своего рода «цифровым героином», превращая детей в зависимых, увлечённых виртуальной реальностью людей. История Джона, шестилетнего сына Сьюзен, наглядно это демонстрирует. Родители решили подарить ему iPad, считая, что образовательные игры помогут развитию. Джон открыл для себя Minecraft, и увлечение быстро превратилось в зависимость. Он стал терять интерес к бейсболу и чтению, пренебрегать обязанностями и даже видеть кубические формы в снах.
Сначала Сьюзен списывала изменения на богатое воображение ребёнка. Однако вскоре она столкнулась с кататоническим состоянием Джона, когда он часами не отрывал взгляд от яркого экрана, пребывая в трансе. Этот случай иллюстрирует, насколько экраны могут воздействовать на детский мозг, вызывая эффекты, сравнимые с наркотической зависимостью.
Подобная зависимость — причина беспокойства для родителей, инженеров и педагогов. Известно, что многие технологические лидеры, включая Стива Джобса, Сергея Брина, Ларри Пейджа и Джеффа Безоса, ограничивали использование гаджетов своими детьми и отдавали их в школы без техники. На практике чрезмерное время перед экранами приводит к агрессии, рассеянному вниманию и апатии у детей.
Научные исследования подтверждают: экраны повышают уровень дофамина, создавая аддиктивный эффект, схожий с воздействием наркотиков или секса. Доктор Питер Уайброу назвал экраны «электронным кокаином», китайские исследователи — «цифровым героином», а доктор Эндрю Доан — «цифровой фармакеей». Мозг ребёнка, погружённого в видеоигру, реагирует подобно мозгу наркомана.
По данным Американской Академии Педиатрии (2013), дети 8–10 лет проводят в среднем 8 часов в день с цифровыми медиа, подростки — до 11 часов. Один из трёх детей начинает пользоваться планшетами или смартфонами ещё до того, как научится говорить. При этом исследования показывают, что 18% студентов колледжей США страдают технозависимостью.
Лечение настоящей цифровой зависимости требует полной «очистки» от гаджетов на 4–6 недель, чтобы нервная система могла перезапуститься. Это крайне сложно в современном мире, где экраны повсюду. Профилактика — ключевой инструмент: ограничение использования техники до возраста 10–12 лет, книги, LEGO, прогулки на природе и спортивные активности.
Важно честно объяснять детям причины ограничений и подавать пример: совместные обеды без техники, открытые разговоры о цифровых привычках. Поддержка семьи и вовлечение в реальные активности помогают детям избегать цифровой зависимости и развивать социальные, творческие и когнитивные навыки.
В случае Джона удаление планшета было лишь первым шагом. Процесс восстановления занял несколько лет, включал поддержку семьи и контроль за интересами ребёнка. Сегодня Джон снова играет в бейсбол, имеет друзей и умеет пользоваться компьютером здоровым образом, а мать остаётся бдительной, предотвращая рецидивы.
